Околоцерковные суеверия, связанные со святой водой

Православный праздник Крещение Господне, к сожалению, сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Попытаемся рассмотреть наиболее распространенные из них:

  1. Самым распространенным является мнение, что вода освященная в крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, — различны: говорят, что вода, которую освящают в сочельник, т.е. 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, — крещенская, и дескать, крещенская вода более сильная, чем богоявленская. На самом же деле, и в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином великого водоосвящения – в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордана. Вода, освященная в сочельник и праздник Крещения – одна и та же и называется богоявленской или крещенской (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
  2. С атеистических времен у некоторых людей осталось предубеждение, что святая вода только потому сохраняется долгое время, что при ее освящении применяется серебро, при этом крест должен до дна бака доставать, иначе вода не освятится. Но при освящении воды никакое серебро не используется – вода освящается молитвой, а кресты, которые окунают воду во время водосвятия, зачастую вообще деревянные.
  3. Некоторых смущает, что в емкости со святой водой постоянно добавляют воду из шланга. Это никого не должно смущать: при соединении со святой водой простая вода также освящается, недаром существует поговорка «капля святой воды море освящает». По этой же причине необязательно набирать полные емкости, можно дома аналогичным образом в святую воду добавить простой – и так поступать по мере расходования святой воды в течение года.
  4. Вопреки расхожему мнению, на Крещение совсем необязательно окунаться в прорубь. Если человек слаб здоровьем, этим он может только повредить себе. Как известно, в проруби купаться можно только тренированным людям. Купание в проруби не очищает грехи. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
  5. Крещенская вода никогда не портится. Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортиться. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне (и такая ситуация – повод, чтобы пойти на исповедь), или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место, — скажем, в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление.
  6. Ели регулярно в течение года пить крещенскую воду, можно не причащаться. Нельзя. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы – причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *