Оформление мраморных полов

Уникален рисунок мраморных полов, выполненный специально для нашего храма. Основные декоративные элементы пола выполнены в виде круглые розеток, на которых размещены символические изображения Афонских монастырей с указанием названия и даты основания обители. Эскизы этих изображений созданы в результате плодотворного сотрудничества настоятеля храма протоиерея Алексия и  художников творческой мастерской «Царьград» под руководством Трофимова Д.А. (Москва). Изготовление и монтаж  полов выполнили православные мастера из Ливана (руководитель — Башур Антуан Башур).

В итоге совместной творческой работы появились 20 уникальных рисунков,  которые в лаконичной графической форме отражают значимые события, связанные с образованием и историей каждого Святогорского монастыря. Тем самым подчеркивается духовная связь нашего храма со святынями Афона.

Иверон


Иверон
 (греч. Ιβήρων; груз. ივერთა მონასტერი)

  Иверский монастырь основан в 972 г. Именно в этом монастыре была чудесным образом обретена Иверская икона Божией Матери, называемая еще Вратарница, которую весьма почитают в России. По преданию, она  приплыла к берегу Афона по морским волнам. Доставил же ее на берег игумен монастыря преподобный Гавриил-Пещерник («Спелеотис»).  Будучи  призван, по откровению,  принять святой образ, он направил стопы свои к берегу моря, и, увидев на его водах икону,  от которой поднимался в небо столп света,  бросил на волны рясу и на ней поплыл к иконе, взял ее и возвратился обратно. Затем несколько иноков  перенесли ее в монастырь Иверон. Икону расположили  над воротами монастыря, поэтому она так и называется — «Портаитисса» («Вратарница»). Сейчас икона помещена в специальный киот, который находится чуть в стороне от врат в особом небольшом храме.

Великая ЛавраВеликая Лавра (греч. Μεγίστης Λαύρας)
(символ — кипарис)

Монастырь Великой Лавры — древнейший и самый большой и  монастырь Афонской Горы. Основан в 963 году преподобным Афанасием, наиболее почитаемым афонским святым.  На территории монастыря находится уникальный монолитный фиал (чаша для освящения воды). Около фиала гордо возвышается тысячелетний кипарис, посаженный самим преподобным Афанасием. Рядом находится еще одно дерево, которое посадил преподобный Евфимий, ученик преподобного Афанасия и основатель Иверского монастыря. На этих деревьях турецкий военачальник в 1821 году повесил трех монахов за то, что они воспрепятствовали изъятию фиала, который тот хотел преподнести  дар султану.

Ватопед Ватопед (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
(символ — агнец в кустах)

Один из самых древних Афонских монастырей. На основании известных в настоящее время документов создание монастыря относится к 972-985 годам. Но по устным преданиям первостроителем Ватопеда был в IV веке святой Равноапостальный Константин Великий. Но в том же столетии монастырь был разорен богоотступником Юлианом. В конце IV века обитель была восстановлена императором Феодосием I в благодарность Богородице за чудесное спасение своего малолетнего сына Аркадия. Корабль, на котором путешествовал Аркадий,  потерпел крушение у берегов Афона, но младенец  был найден невредимым в прибрежных кустах под стенами монастыря. С этим событием связывают название монастыря. В переводе с греческого Βατοπέδι («вато педи») обозначает «младенец в кустах». Агнец (ягненок) — многозначный термин. В христианской традиции обозначает кроткого смиренного человека или младенца.

Хилендар

Хиландар (греч. Χιλανδαρίου)
(символ — серебряная рука)

Монастырь посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким названием существовала уже в X веке. В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». История этого образа связана с жизнью преподобного Иоанна Дамаскина. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Но по горячей молитве Иоанна перед иконой Богородицы случилось чудо. Кисть приросла. В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил ее к иконе. Его примеру и доныне следуют православные христиане, получившие исцеления по молитвам Богородицы и Святых угодников. На многих чудотворных иконах можно видеть привешенные золотые и серебряные украшения, часы, ордена и т.д.

Дионисиат Дионисиат (греч. Διονυσίου)
(символ — секира и дерево)

Основан во вторую половину XIV века (1370-1375) преподобным  Дионисием. Средства на строительство выделил  император Алексий III Комнин при посредничестве Феодосия, митрополита Трпезундского, брата преподобного Дионисия. Монастырь посвящен рождеству Предтечи и Крестителя Господня Иоанну. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. » (Мф. гл.3, ст.10). Дионисиат считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Его устав стал образцом для многих монастырей.

Кутлумуш

 Кутлумуш (греч. Κουτλουμούσιου)
(символ — гора Фавор)

Кутлумушев монастырь расположен на необычайно живописном склоне, густо поросшем деревьями,  и посвящен Преображению Спасителя. Изображенные на розетке три дерева символизируют три кущи. «И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии«. (Мф. гл.17, ст.3-4). Происхождение названия Кутлумуш в точности неизвестно. Это слово можно перевести как «святой из Эфиопии». Некоторые ученые полагают, что монастырь основан неким турецким правителем по имени Кутлумуш, который жил в конце XIII века и стал христианином, приняв имя Константин. Однако в монастыре Святого Пантелеимона хранится документ 1169 г, в котором среди прочих стоит подпись  иеромонаха Исайя «настоятеля монастыря Кутлумуси».

Пантократор Пантократор (греч. Παντοκράτορος)
(символ — сосуд с елеем)

Основателями монастыря считаются два мужа – «великий стратопедарх» («начальник лагеря») Алексий и «великий примикирий» («первый сановник») Иоанн, которые жили приблизительно в середине XIV. В монастырском соборе хранится чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица»). На массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображен сосуд с изливающимся через край елеем. Неоднократно Матерь Божия через этот образ изъявляла свою особую попечительность об умирающих старцах, отчего и закрепилось за иконой ее название. Сосуд на ризе изображен в память чуда, сотворенного Пресвятой Богородицей. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом. Их упование не было посрамлено. Один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол.

Ксиропотам

Ксиропотам (греч. Ξηροποτάμου)
(символ — жаворонок)

Монастырь Ксиропотам, посвященный Сорока Севастийским мученикам, едва ли не самый древней на Святой горе. По данным археологов основание монастыря относится к X веку. В России издавна существовал обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Крестьяне, обращая внимание на то, как поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц перед Богом. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, символизировали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь , в Царство Небесное, к Солнцу Правды Христу.

Зограф

Зограф (греч. Ζωγράφου)
(символ — горящая башня)

Согласно древнему преданию монастырь основан в 919 году тремя братьями — Моисеем, Аароном и Иоанном, выходцами из города Охриды. 10 октября 1276 монастырь был разорен еретиками-папистами и единомышленными с ними униатами. Этому предшествовало знаменательное событие. На расстоянии получаса ходьбы от Зографа подвизался в уединении старец. Однажды, читая акафист перед иконой Божией Матери, подвижник услышал голос, исходивший от образа: «Иди скорее, возвести братии, чтобы заперлись. Потому что скоро на обитель нападут богопротивные латиняне. Икону же мою оставь здесь».

Старец поспешил в монастырь и увидел, что образ, оставленный им в келии, стоит над вратами обители. Узнав о случившемся, игумен Фома посоветовал убоявшимся мучений удалиться из Зографа вместе со священными сосудами. Сам же с оставшимися верными заперся в монастырской башне, взяв туда и икону Божией Матери. Вскоре и в самом деле явились латиняне, сопровождаемые вооруженными униатами. И начался необычный богословский спор между монахами и латинскими священниками. Пришельцы добивались унии — принятия латинских догматов. Последним аргументом католиков был костер, разложенный под башней. А последним доводом афонских монахов стала готовность сгореть за истинную веру.

Мученическую кончину приняли 22 зографских насельника и четверо мирян-послушников. Униаты разграбили обитель. Позже среди обгоревших руин была обретена  та самая чудотворная Богородичная икона, нимало не пострадавшая от огня. Сожженная башня простояла в монастырском дворе до 1873 года, пока не обветшала. Ныне на ее месте установлен памятник.

 ДохиарДохиар (греч. Δοχειαρίου)
(символ — колодец Архангелов)

Дохиар — один из самых древних монастырей на Святой Горе, он упоминается ещё в документах X века. Основал эту обитель прп. Евфимий, дохиар (т. е. заведующий продовольственной частью монастырского хозяйства) Лавры прп. Афанасия. Монастырь расположен в засушливом и неплодородном месте, в нем всегда ощущалась нехватка воды. Приснопамятные ктиторы Дохиара нашли в трёх километрах к северо-востоку от обители небольшой источник. Воду с помощью построенного ими желоба собирали в резервуары и затем использовали для питья и других нужд. Вода в источнике была прохладной и вкусной, однако по дороге до монастыря она успевала нагреться, а бывало, что и портилась даже, из-за чего монахи часто болели. Игумен Матфей решил проложить глубоко в земле глиняные трубы, и с их помощью доставлять воду от источника к монастырю. Дело это было очень сложным и дорогим. Руководить работами назначили опытного в строительной деятельности монаха Феодула. Однако за день до начала работ в дело вмешались небесные заступники обители — святые Архангелы и навсегда решили проблему питьевой воды. Во время сна Феодул вдруг увидел, как к нему в келью вошли святые архангелы Михаил и Гавриил.

Зачем ты вводишь монахов в большие труды и расходы, ведь вода есть и в самом монастыре, — сказали они и, взяв инока за руку, отвели его к северной стене собора.

Ударили землю киркой, и внезапно оттуда истекла кристальной чистоты вода. Монаху даже дали её попробовать. Утром Феодул рассказал о видении игумену, и они начали копать в месте, на которое указали Архангелы. После продолжительной, но нетрудной работы открылся источник. Вода и поныне течёт здесь, подтверждая постоянное присутствие и заботу Архангелов о монастыре.

 КаракалКаракал (греч. Καρακάλλου)
(символ — Кит)

Монастырь Каракал — один из самых тихих на Афоне. Каракал впервые упоминается в летописи в 1018 году, но время его основания неизвестно.

Интересная история связана с созданием мраморного пола монастырского собора (1859). Во время строительных работ мастера столкнулись с нехваткой клея для соединения мраморных плит между собой. Промыслительно рядом с обителью на берег выбросило гигантского кита. Из его жира мастера сделали клеевой раствор и завершили приостановленные работы.

Дохиар

Филофей (греч. Φιλοθέου)
(символ — Лилия)

Монастырь Филофей — один из старейших на Святой Горе. Монастырь был основан современником и ближайшим сподвижником преподобного Афанасия Афонского Филофеем. В честь него и названа обитель. Первое упоминание монастыря встречаем в рукописи, датируемой 1015 годом. Из этого следует, что монастырь был основан в последней четверти Х века. Филофей освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В иконописной традиции в сюжете Благовещения Пресвятой Богородицы архангел Гавриил нередко изображается с лилией в руках – символом чистоты и непорочности Девы Марии.

Симонопетра

Симонопетра (греч. Σιμωνόπετρα)
(символ — Звезда над пещерой)

Монастырь Симонопетра назван в честь своего основоположника преподобного Симона. Он подвизался на Святой Горе в XIII веке в недоступном месте в маленькой пещере, которая сохранилась и поныне. После многих лет уединённых монашеских подвигов преподобный Симон в одну из рождественских ночей получил указание Господа основать обитель на скале, метрах в двухстах от места его тайных монашеских подвигов. Так началось строительство монастыря в честь Рождества Христова, «Нового Вифлеема», ка его называл сам Святой в память о звезде, указавшей ему на место новой обители.

Святого Павла

Святого Павла (греч. Αγίου Παύλου)
(символ — Дары волхвов)

Основал обитель в X веке преподобный Павел, сын императора Михаила Куропалата.

До наших дней чудом Божиим сохранился тот самый  ладан, который был принесен Младенцу Христу в дар… На протяжении тысячи лет Дары волхвов были одной из главнейших святынь Византии. Но, когда Константинополь пал,  они оказались в руках у Магомета II — турецкого султана. Его дочь, Мара, царевна сербская, — таков был Божий промысел — стала христианкой с именем Мария. В 1453г. она тайно передала  Дары в монастырь Святого Павла. Мара намеревалась сама внести эту святыню в монастырь, но ей свыше было строго запрещено нарушать афонское правило. На месте передачи реликвии с тех пор стоит памятник в виде небольшой часовни. Дары волхвов находятся сейчас в монастыре, в драгоценном ларце, и по-прежнему благоухают.

Ставроникита

Ставроникита (греч. Σταυρονικήτα)
(символ — морская раковина)

Монастырь Ставроникита основан в конце X века. Это самый скромный своими размерами монастырь на Святой Горе. Он посвящен Святителю Николаю и построен на скале над  морем.

Собор монастыря (самый маленький на Афоне) освящён в честь Святителя Николая. Здесь хранится мозаичная чудотворная икона угодника Божия  Николая  Чудотворца «Стриедас» (по-гречески «Раковина»). В 1545 году рыбаки вытащили этот образ из моря. Считается, что его бросили в водную пучину иконоборцы в 830 году (по другим данным это икона XIII века). Более чем за семьсот лет икона не пострадала, только к лику Святителя приросла большая перламутровая раковина. Когда ее отделили, на челе святого Николая осталась глубокая кровоточащая (будто на живом теле) язва.  Из одной половины раковины патриарх Иеремия повелел сделать богослужебное блюдо, предназначенное  для Богородичной просфоры. А из второй половины была изготовлена и впоследствии преподнесена в дар Патриарху всея Руси Иову панагия с изображением Вознесения Господня. Дар этот Иов получил после Собора в Константинополе, на котором было принято решение возвести митрополита Московского в Патриаршее достоинство. Панагия передавалась Патриархами всея Руси из поколения в поколение, но в годы революционного лихолетья в России ее следы теряются.

Ксенофонт

Ксенофонт (греч. Ξενοφώντος)
(символ — щит и копье)

Монастырь основан в X веке греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил своё название. Соборный храм обители посвящен Георгию Победоносцу. На розетке изображены щит и копье — основные атрибуты святого воина.

Григориат

Григориат (греч. Γρηγορίου)
(символ — корабль)

Монастырь основан в XIV веке аскетом Григорием, от которого  получил своё название. Соборный храм монастыря, построенный в XVIII веке, освящён во имя святителя Николая, покровителя моряков путешествующих (стало быть, и паломников).

Эсфигмен

Эсфигмен (греч. Εσφιγμένου)
(символ — рыбы, древнейший символ христианства)

Согласно древнему преданию Эсфигмен был основан в V веке императрицей Пульхерией. Рукопись, хранящаяся в монастырской библиотеке, называет нам и точную дату этого события — 418 год. Это древнейшая Афонская обитель. Другое предание гласит, что основали монастырь император Феодосии и его супруга Евдокия. В пользу раннего основания Эсфигмена свидетельствует и столь близкое соседство этого монастыря с морем — ведь в те времена ещё не было угрозы пиратских набегов, от которых страдали многие монастыри Святой горы. Именно в Эсфигмене принял постриг будущий великий святой преподобный Антоний Печерский — основатель русского монашества.

Свято-Пантелеимонв Свято-Пантелеимонов (греч. Αγίου Παντελεήμονος)
(символ — Феникс, возраждающийся из огня)

Также известен как Россикон (греч. Ρωσσικόν) или Новый Руссик. Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке, и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году. За свою историю монастырь многократно страдал от пожаров, набегов пиратов, турецкой оккупации, находился на грани исчезновения, но каждый раз возрождался, как Феникс из огня.

Птица Феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскрешение, веру, постоянство; В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскрешение из мёртвых. Очень часто изображение птицы Феникс встречается в орнаментах мозаичных полов Византийских храмов.

Констамонит

Костамонит (греч. Κωνσταμονίτου)
(символ — кадило)

Относительно основания и названия монастыря имеются различные традиции. Одна из них гласит, что монастырь был основан Константином Великим или его сыном Константом, по имени которого монастырь якобы следует называть Констамонитовым. Согласно другой традиции, основателем монастыря в XI веке стал некий отшельник из Кастамоны в Малой Азии или же носивший имя Кастамонит, которое было распространено среди византийцев, в особенности во времена основания монастыря. Таким образом, монастырь стали называть Кастамонитовым. Освящён во имя дьякона Стефана Первомученика. Кадило — символ дьяконского служения, в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

Старый русик

Старый Русик (греч. Παλία Ρώσίκο)
(символ — княжеский кафтан на земле)

Вторая  по времени основания (после скита Ксилургу) обитель русского иночества на Афоне. Основан в  XII веке, когда в 1169 году по просьбе братии русской монашеской общины во главе с игуменом Лаврентием  святогорцы уступили ей запустелый Нагорный монастырь с храмом во имя святого Пантелеимона. На этом месте около 700 лет располагался центр русского святогорского монашества. В конце XVIII века иноки обители перенесли основной центр Пантелеимонова монастыря к берегу моря, а прежняя обитель стала скитом при монастыре, получив наименование Старый или Нагорный Русик.

В этой обители принял постриг ныне самый почитаемый сербский святой Савва Сербский. Савва был сыном правителя Княжества Сербского. В 17 лет он втайне от родителей ушел на Святую Гору. Разгневанный отец послал в обитель отряд воинов, чтобы возвратить беглеца домой. Но царственный юноша, твёрдо решил стать иноком. В знак того, что мир более не имеет над ним власти, он сбросил своё княжеское одеяние с башни монастыря к ногам воинов.