Подготовка к Великому посту

Подготовка к Великому посту.

Приготовление к Великому посту начинается за 4 недели до самого поста. Каждое воскресение посвящено особым евангельским сюжетам, в которых раскрывается смысл истинного покаяния. В продолжение подготовительных недель Церковь призывает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания. Церковь, как военачальник, ободряет мудрым и благовременным словом воинов на брань.

«Покаяние – это трудный сложный требующий огромных усилий процесс. Можно в одночасье покаяться, а вот исправиться невозможно. Покаяние – это усилия, это труд самого человека, благословленный Богом. Потому что человек как правило оправдывает себя. Сложно выстроить цепочку своей жизни и понять, в чем был не прав, в чем согрешил. Посмотреть на себя со стороны. Заглянуть в свою душу и посмотреть на свою совесть. Вот в чем смысл Великого поста. Покаяния отверзи мне двери», — произнес в своей проповеди настоятель храма протоиерей Алексий Спасский.

Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах в дни приготовительных недель поются на Всенощном бдении умилительные покаянные стихиры:

«Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости».

Первая неделя о Мытаре и фарисее задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.

«Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты».

Следующая неделя о Блудном сыне. В притче Иисус Христос рассказал о том, как блудный (блуждающий) сын вернулся в Отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.

«Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».

Третья неделя – о страшном суде. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его — праведным и неподкупным испытанием. Грешники должны помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

В песнопениях последней Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.

По окончании подготовительных недель сразу начинается Великий пост.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *